Правила плавания в Авачинской губе
1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила вводятся в действие на основании ст. 7 Кодекса торгового мореплавания СССР и в соответствии с Правилом 1, пунктами «Б», «с», МППСС-72.
1.2. Настоящие правила определяют порядок плавания в Авачинской губе и на подходах к ней кораблей и судов обеспечения ЕШФ, судов и плавсредств всех ведомств и иностранных судов. В дальнейшем все плавучие суда будут именоваться в Правилах судами.
1.3. В Авачинском заливе и на подходах к Авачинской губе в целях разделения встречных потоков судов установлена система путей, обязательная для судов всех ведомств. Рыболовные суда должны избегать лова рыбы в системе установленных путей.
1.4. Действие настоящих Правил распространяется на всю акваторию Авачинской губы и северо-западную часть Авачинского залива. Мористая граница действия Правил проходит по ломаной линии, пролегающей от мыса Отвесный через точки с координатами 52°37,4’N, 158°40,2’E и 52°52,5’N, 158"57,0’E до мыса Первый.
1.5. Суда, плавающие или стоящие на якоре в зоне действия настоящих Правил, обязаны руководствоваться МППСС-72, если настоящими Правилами не предусмотрено иное.
1.6. Суда, показывающие флажные сигналы для обозначения своих маневров и местоположения, должны использовать только МСС-65.
1.7. Ответственность за выполнение настоящих Правил возлагается на капитанов судов, командиров кораблей и руководителей организаций-владельцев судов в части их касающейся.
2. Правила плавания
2.1. Руководство движением судов в Авачинской губе и на подходах к ней осуществляет командир охраны водного района (ОВР) через дежурного по рейду радиотехническими рейдовыми постами и брандвахтенным кораблем. Связь с дежурным по рейду производится по УКВ на 12 канале на частоте 156.6 МГц. а также по телефону (+74152) 421326.
2.2. Ни одно судно не имеет права входить (выходить) в Авачинскую губу (из Авачинской губы) или начинать движение по акватории без разрешения дежурного по рейду, не получив от него информации об обстановке на рейдах. Входить и выходить из Авачинской губы разрешается только по створам, придерживаясь правой стороны линии створа по ходу движения судна.
2.3. Регулирование, контроль за движением судов и связь с ними осуществляется через радиотехнические посты, оборудованные на мысах Маячный (позывной "Берег") и Безымянный (позывной "Берег"), рейсовые посты на полуострове Крашенинникова, полуострове Завойко, на мысе Сигнальный, в бухте Раковая и через брандвахтенный корабль, вставленный в точке якорной стоянки № 83 (52°57’N. 158°37’E).
2.4. С подходом на установленный рубеж повышения готовности для хода в Авачинскую губу, а также при выходе из Авачинской губы, съемке с якоря или швартовке все суда должны открыть радиовахту, установить связь на УКВ с дежурным по рейду на частотах, указанных в ст. 2.1 настоящих Правил и выполнить мероприятия для обеспечения безопасности плавания.
2.5. Не позднее чем за 30 минут до подхода на установленный рубеж повышения готовности командир, капитан судна обязан запросить разрешение на вход у дежурного по рейду. При подходе на дальность видимости радиотехнических постов на мысах Маячный, Безымянный или брандвахтенного корабля все суда показывают свои позывные: днем — флагами, ночью — средствами световой сигнализации или УКВ.
2.6. Район № 1 ожидания для судов гражданских ведомств и иностранных судов, прием и высадка лоцмана ограничен окружностью, проведенной радиусом 7.5 кбт. из точки с координатами 52°50,7’N, 158°44,3’E. При отсутствии разрешения на вход корабли ВМФ ожидают его в районе № 2, ограниченном окружностью, проведенной радиусом 7,5 кбт. из точки с координатами 52°51,5’N, 158°47,2’E. Постановка на якорь в районах ожидания № 1 и № 2 запрещена.
2.7. Лоцманская проводка в порт Петропавловск-Камчатский осуществляется лоцманами морского торгового и рыбного портов. Порядок лоцманской проводки регламентируется обязательными постановлениями по морскому торговому и рыбному портам. Лоцманская проводка в Авачинской губе и на подходах к ней для иностранных судов обязательна.
2.8. Для безопасности прохода проливом, соединяющим Авачинскую губу с Авачинским заливом, между точками с координатами 52°52,30’N, 58°40,67’Е и 52°58,37’N, 158°37,65’E объявлен фарватер шириной 3 кбт. Осью этого фарватера следует считать линию Авачинского створа маяков. В проливе разрешается двустороннее движение, за исключением узости, расположенной между точками с координатами 52°56,00’N, 158°38,83’E и 52°57,38’N, 158°38,15’E. В этой узкости проход судов регулируется брандвахтенным кораблем. При отсутствии брандвахтенного корабля проход судов в узкости регулирует рейдовый пост, оборудованный на полуострове Завойко. На посту поднимаются сигналы. При отсутствии сигналов суда, выходящие из Авачинской губы, уступают дорогу судам, входящим в Авачинскую губу.
2.9. Командиры и капитаны судов обязаны находиться на мостике при входе в Авачинскую губу — от рубежа повышения готовности до постановки на якорь (к причалу), а при выходе из нее — от причала (места якорной стоянки) до рубежа повышения готовности.
2.10. Моментом разрешения судам на съемку с якоря или швартовов, а также следования на рейды и с рейдов является время получения судоводителями слова "ДОБРО" от дежурного по рейду. В случае задержки на 30 минут со съемкой с якоря, отходом от причала, подходам к узкости, упомянутой в ст. 2.8, судоводители всех без исключения ведомств обязаны повторно запросить разрешения у дежурного по рейду на начало действий с одновременным докладом причин задержки.
2.11. Скорость движения судов в Авачинской губе и на подходах к ней должна быть наименьшая и безопасная, допускающая нормальное управление судном, и не должна превышать 9 узлов, за исключением тех случаев, когда увеличение скорости необходимо для избежания непосредственной опасности.
2.12. Во время движения по Авачинской губе суда обязаны изготовить становые якоря к отдаче и держать их приспущенными под клюз. Судам запрещается тащить якорь по грунту.
2.13. В узкости, упомянутой в ст. 2.8, запрещается проход двух судов и более одновременно, следующих в одном направлении или навстречу друг другу. В ожидании возможности прохода этой узкости каждое судно удерживается в стороне от фарватера, сообразуясь с навигационной и гидрометеорологической обстановкой.
2.14. В обычных условиях для прохода проливом, соединяющим Авачинскую губу и Авачинский залив, все суда должны руководствоваться следующей очередностью движения:
— аварийные суда и суда, следующие для оказания помощи;
— пограничные корабли и катера;
— пассажирские суда, следующие по расписанию;
— подводные лодки;
— надводные корабли ВМФ I и II ранга:
— крупнотоннажные транспорты и плавбазы:
— суда, следующие с буксиром;
— остальные суда.
— количество пассажиров; количество и вид груза.
Дежурный по рейду в отдельных случаях имеет право изменять очередность движения.
При буксировании в Авачинской губе буксир должен быть укорочен. Буксировка должна осуществляться буксирами достаточной мощности. Допускается буксировка не более двух судов. Суда, идущие с буксиром, в ночное время должны нести огни согласно МППСС-72.
2.15. В особых случаях плавание в Авачинской губе может быть закрыто частично или полностью. Для поэтапного закрытия район действия Правил разбивается на три участка (приложение 1):
участок № 1 — к северу от линии, соединяющей мысы Северный и Казак;
участок № 2 — ограничен линиями, соединяющими мыс Казак с точкой с координатами 52°58,09’N. 158°36,40’Е. далее — с мысом Угловой и береговой линией к юго-западу от этих линий;
участок № 3 — ограничен линиями, соединяющими мыс Угловой через точки с координатами 52°58,09’N, 158°36.40’E. далее — с мысом Северный и береговой линией пролива, соединяющего Авачинскую губу с Авачинским заливом, до линии мыс Маячный — мыс Безымянный. Сигналы, регулирующие движение судов в Авачинской губе, поднимаются на сигнальных мачтах рейдовых постов, оборудованных на полуострове Завойко, на мысе Сигнальный, в бухте Раковая и на брандвахтенном корабле.
2.16. Для обеспечения безопасности плавания в условиях ограниченной видимости (менее 3 кбт.) рейд закрывается и вводится режим ограничения плавания судов, при этом:
устанавливается одностороннее движение судов, входящих в Авачинскую губу и выходящих из нее;
разрешение на плавание в условиях ограниченной видимости дается только судам с исправными средствами УКВ связи и РЛС. Порядок и очередность движения судов в условиях ограниченной видимости устанавливает дежурный по рейду.
2.17. Военные корабли, за исключением подводных лодок, при плавании по акватории Авачинской губы в темное время суток обязаны нести два огня, расположенных по вертикали, из них верхний — белый, нижний — красный, видимых по всему горизонту на расстоянии не менее 3 миль. В Авачинской губе запрещается лов рыбы сетями и другими буксируемыми орудиями лова.
2.18. Постановка судов в точки якорных стоянок (приложение 2, 7) производится по указанию дежурного по рейду. Постановка на якорь всех судов вне точек якорных стоянок и на ходо-зой части створов категорически запрещается.
2.19. Стоянка танкеров и барж, перевозящих нефтепродукты первого разряда, а также судов, труженных легковоспламеняющимися вещества ми, разрешается в точках якорных стоянок 20, 21, 27, 28; для стоянки иностранных судов — в точках 8, 9, 13, 14; для стоянки судов с открытой визой, имеющих вынужденный заход, в точках 33, 42, 43.
2.20. Категорически запрещается производить швартовые испытания вблизи гидротехнических сооружений, не предназначенных для этих целей. При стоянке судна у причала разрешается работа винтами только самым малым ходом для прогрева машин и в других необходимых случаях. При этом присутствие на ходовом мостике командира корабля (вахтенного помощника, капитана судна) обязательно.
2.21. В темное время суток при движении подводные лодки должны иметь включенным специальный проблесковый огонь оранжевого цвета В случае приближения к ним судна подводные лодки в соответствии с требованиями Правила 34(d) МППСС-72 дают в его сторону не менее пяти белых проблесков и пяти частых коротких звуковых сигналов.
2.22. Иностранные корабли и суда, следующие в порт Петропавловск -Камчатский, должны подходить в точку с координатами 52°10,8’М, 158°50,0’Е и далее следовать по рекомендованному пути № 9 и по системе разделения движения до района ожидания № 1 для приема лоцмана. Выходящие из порта суда должны следовать по системе разделения движения, далее — по рекомендованному пути № 10 до точки 52°02,2’N, 158°40,2’E.
3. Рейдовая служба
3.1. Дежурный по рейду обязан:
— регулировать и контролировать движение судов на рейдах и на подходах к ним;
— назначать места якорных стоянок судам;
— оповещать входящие и выходящие суда о навигационной обстановке, при необходимости давать рекомендации по безопасности входа или выхода с рейдов;
— оповещать суда о гидрометеорологической обстановке;
— контролировать выполнение всеми судами настоящих Правил, МППСС-72 и принимать меры к пресечению нарушений;
— принимать заявки от всех ведомств на передвижение всех судов в пределах Авачинской губы;
— принимать заявки на вход и выход судов из Авачинской губы от инспекций портового надзора торгового и рыбного портов ;
— руководить патрульными катерами.
3.2. Для повседневного контроля за порядком на акватории действия настоящих Правил назначаются патрульные катера, оснащенные отличительными знаками: днем — флаг «Джулиет» МСС-65, ночью — синий огонь.
Указания патрульных катеров обязательны для выполнения всеми судами. Судоводители, нарушившие настоящие Правила, привлекаются к ответственности.
4. Ведомственная диспетчерская служба
4.1. Диспетчерские службы обязаны представить дежурному по рейду письменно или устно по телефону следующие сведения не позднее указанного ниже срока:
— за 24 часа — от инспекции портового надзора торгового порта — время подхода судов к Авачинской губе;
— за 3 часа — от инспекции портового надзора торгового порта — подтверждение прибытия (выхода) судов с указанием швартовки или постановки на якорь;
— ежедневно к 20 часам местного времени от судовладельцев — заявку на следующие сутки о движении своих судов в пределах Авачинской губы.
4.2. В заявке на вход в Авачинскую губу или выход из нее указываются:
— время прибытия или время выхода;
— тип и название судна;
— откуда прибывает судно или порт назначения и промежуточные пункты захода.
4.3. В заявке о передвижении судов в Авачинской губе указываются:
— время начала движения;
— тип, название судна;
— откуда и куда следует.
5. Движение малотоннажных судов
5.1. Под малотоннажными судами понимаются суда всех ведомств валовой вместимостью 300 peг. т. поднадзорные регистру РФ.
5.2. Для связи с постами рейдовой службы малотоннажные суда всех ведомств должны иметь соответствующие средства радиосвязи.
5.3. В Авачинской губе всем малотоннажным судам категорически: запрещается пересекать курсы входящих и выходящих судов, приближаться к ним, а также мешать их действиям при швартовке к причалам, постановке на якорь, съемке с якоря и отходе от причала. Они должны следовать вблизи берега насколько это возможно, придерживаясь правой стороны по ходу своего движения.
5.4. Сигналы рейдовых постов обязательны для всех малотоннажных судов.
5.5. За нарушение настоящих Правил и МППСС-72 рейдовая служба имеет право задерживать и ставить на якорь суда с последующим сообщением судовладельцу для привлечения виновных к ответственности.
6. Правила плавания паромов, рейсовых катеров и пассажирских судов портового флота
6.1. Паромы, рейсовые катера и пассажирские суда портового флота совершают рейсовые плавания по акватории Авачинской губы строго по расписанию без предварительного разрешения дежурного по рейду.
6.2. Когда возникает необходимость выхода паромов, рейсовых катеров и пассажирских судов в районы, не предусмотренные расписанием, разрешение на их выход должно запрашиваться установленным порядком у дежурного по рейду.
6.3. В случае запрещения плавания судов по Авачинской губе движении паромов, рейсовых катеров и пассажирских судов не прекращается, но распоряжением дежурного по рейду может быть временно приостановлено.
6.4. Паромы, рейсовые катера и пассажирские суда при движении по рейдам должны иметь ход, достаточный для того, чтобы выдерживать установленное по времени расписание. Восточнее Авачинского створа маяков и к западу от линии мысов Входной — Казак их скорость не должна превышать 9 узлов.
7. Особенности плавания маломерных и спортивных судов
7.1. Под маломерными судами понимаются плавсредства, менее 80 рег. т, имеющие главные двигатели мощностью менее 55 кВт. Под спортивными судами понимаются суда, яхты, шлюпки и другие плавсредства, служащие для занятия водными видами спорта и находящиеся в собственности спортивных обществ.
7.2. Порядок регистрации маломерных и спортивных судов определяется инспекцией по маломерному флоту и Спортсудорегистром при Петропавловск -Камчатской городской администрации.
7.3. Выход спортивных и маломерных судов допускается только с разрешения дежурного по рейду с неукоснительным выполнением Правил плавания судов в Авачинской губе.
7.4. Выход через линию мысов (мыс Маячный — мыс Безымянный) спортивных и маломерных судов допускается при наличии оформленных документов на КП погранокруга и с разрешения дежурного по рейду.
7.5. Маломерные и спортивные суда должны держаться в стороне о судов, следующих по установленным маршрутам движения, использующим системы разделения движения или фарватеры и выполняющих девиационные или иные работы на девиационных полигонах.
8. Районы, запретные для плавания
8.1. На акватории зоны действия Правил установлены следующие районы, запретные для плавания всех судов, исключая военные корабли и суда ВМФ:
— бухта Саранная — от линии, соединяющей мысы Саранный и Опасный;
— бухта Жировая;
— бухточка Спасения;
— бухта Березовая:
— бухты Крашенинникова и Богатыревка к западу от линии, соединяющей мыс Казак — мыс Коса;
— бухта Завойко к востоку от линии мыс Вилкова — остров Завойко — мыс Завойко:
— бухта Ильичева к юго-западу от линии мыс Восточный — мыс Ильичева:
— бухта Богородское озеро;
— бухта Щитовая;
— бухта Соленое Озеро.
Подход судов гражданских ведомств России и иностранных судов к пирсам жестянооаночной фабрики, к стенке и в доки судоремонтной верфи в бухте Раковая без предварительного разрешения запрещен.
9. Штормовые сигналы
9.1. О приближении шторма и сильного ветра все суда и плавсредства предупреждаются подъемом сигналов на рейдовых постах на мысе Сигнальный и в бухте Раковая. Вместе со штормовыми сигналами поднимаются сигналы о времени наступления ожидаемой погоды.
9.2. В ожидании приближения шторма на всех судах принимаются меры для обеспечения безопасности стоянки, усиливается вахта, поднимаются на борт судовые плавсредства, заводятся дополнительные швартовы, подготавливаются к отдаче или отдаются якоря и в необходимых случаях готовятся к действию главные двигатели.
10. Санитарный режим и охрана окружающей среды
10.1. Все суда в Авачинской губе обязаны строго выполнять требования действующих нормативных документов по предотвращению загрязнения акватории нефтепродуктами, сточными водами, мусором, а также мероприятия по охране морской среды и атмосферы.
10.2. Контроль за выполнением п. 10.1 осуществляется рейдовой службой. О фактах нарушения информируют комитет по охране природы и окружающей среды.
11. Об охране кабелей
11.1. В местах прокладки телефонных, телеграфных и электрических кабелей должны быть установлены. Предостерегающие знаки, и они должны быть обозначены на навигационных картах и планах.
11.2. Отдача якорей в местах прокладки кабелей категорически запрещена. Ответственность за повреждение кабелей несут лица, нарушившие данные Правила.
11.3. В случае подъема якорем кабеля капитан должен немедленно доложить о происшедшем дежурному по рейду, прикрепить к кабелю плавучий предмет и принять меры к освобождению кабеля, удерживая судно на месте.
Уход судна от района подъема кабеля разрешается только после прибытия соответствующих властей и составления акта о происшествии.
Приложение . Координаты точек якорных стоянок кораблей и судов в Авачинской губе
№№ точек Координаты точек №№ точек Координаты точек
1 53°03’20"N 158°33’92"E 33 52 59’20" N 158°35’60"Е
2 53°03’02" 158°34’60" 35 52°58’85" 158°31’00"
3 53°02’80" 158°34’15" 36 52°58’85" 158°41’70"
4 53°02’30" 158°36’30" 37 52°58’85" 158°32’40"
5 53°01’84" 158°36’70" 38 52°58’85" 158°33’05"
6 53°00’78" 158°33’52" 39 52°58’85" 158°33’70"
7 54°00’78" 158°34’20" 40 52°58’85" 158°34’40"
8 53°00’78" 158°34’87" 41 52°58’85" 158°35’05"
9 53°00’78" 158°35’56" 42 52°58’85" 158°35’80"
10 53°00’38" 158°33’00" 43 52°58’43" 158°31’60"
11 53°00’38" 158°33’70" 44 52°58’45" 158°32’20"
12 53°00’38" 158°34’30" 45 52°58’45" 158°32’85"
13 53°00’38" 158°35’00" 46 52°58’45" 158°33’53"
14 53°00’38" 158°35’70" 47 52°58’45" 158°34’20"
15 53°00’00" 158°32’86" 48 52°58’45" 158°34’90"
16 53°00’00" 158°33’50" 49 52°58’45" 158°35’60"
17 53°00’00" 158°34’20" 70 53°01’82" 158°47’18"
18 53°00’00" 158°34’90" 71 53°01’54" 158°37’17"
19 53°00’00" 158°35’60" 72 53°01’54" 158°37’60"
20 52°59’60" 158°32’35" 73 52°59’93" 158°37’32"
21 52°59’60" 158°33’05" 74 53°00’12" 158°47’68"
22 52°59’60" 158°33’75" 75 53°00’34" 158°38’00"
23 52°59’60" 158°34’40" 76 52°59’64" 158°37’47"
24 52°59’60" 158°35’05" 77 52°59’86" 158°37’80"
25 52°59’60" 158°35’80" 78 53°00’08" 158°38’18"
27 52°59’20" 158°31’50" 79 53°01’77" 158°32’98"
28 52°59’20" 158°32’20" 80 53°01’60" 158°33’40"
29 52°59’20" 158°32’85" 81 53°01’50" 158°32’55"
30 52°59’20" 158°33’53" 82 53°01’32" 158°32’95"
31 52°59’20" 158°34’20" 83 52°57’00" 158°37’00"
32 52°59’20" 158°34’90"